— Новости отрасли


19.10.2017

Тренд развития непонятен

К концу года в жилищном строительстве останется 107 процедур.

Прошло первое заседание Экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе по развитию конкуренции в строительной отрасли, в котором приняли участие представители руководства ФАС и Минстроя России.

Первый вопрос повестки дня заседания касался устранения административных барьеров в строительной отрасли и внедрении в регионах РФ целевой модели «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование», сообщает сайт ЕРЗ. К 2019 году из исчерпывающих перечней процедур планируется исключить все региональные (дополнительные) процедуры в сфере строительства, — сообщила статс-секретарь — заместитель министра строительства и ЖКХ  Наталья Антипина. «Мы надеемся, что сроки прохождения процедур будут сокращаться. В 13 регионах сроки получения разрешения на строительство уже существенно сокращены. Мы запланировали, что в 2019 году не будет никаких дополнительных процедур. Они будут встроены в федеральное законодательство, либо будут вообще исключены. Как уточнили в пресс-службе Минстроя РФ, речь идет о 10 региональных процедурах в сфере строительства.

Докладчик сообщила о проблемах качества регламентации самих процедур, над которыми сейчас активно работает ведомство и назвала типичные нарушения, выявленные в ходе мониторинга и оценки административных регламентов:

- некорректно определен круг заявителей, на которых распространяется административный регламент;

- в перечне оснований для предоставления муниципальной услуги указываются недействующие нормативно-правовые акты;

- срок предоставления услуги не соответствует законодательству;

- расширен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления услуги, которые заявитель должен предоставить самостоятельно;

- в публичном доступе (на официальных сайтах, на порталах государственных и муниципальных услуг, на сайтах МФЦ) размещена неактуальная либо отсутствует информация о порядке и сроках предоставления услуги.

Требуют развития вопросы межведомственного и межуровневого взаимодействия. Типичные нарушения, выявленные в ходе мониторинга и оценки, таковы:

- уполномоченные органы власти требуют с заявителей копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копии учредительных документов, паспортов, чертежи ГПЗУ, материалы топографической съемки, документы, содержащие сведения об объектах, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия, правоустанавливающие документы на земельный участок и т.п.;

- право предоставить документ «трансформируется» в обязанность заявителя предоставить необходимый документ;

- низкий уровень внедрения межведомственного электронного взаимодействия со стороны федеральных органов исполнительной власти (подведомственных им учреждений), участвующих в согласованииОдной из важнейших задач является перевод всех процедур в строительстве в формат дистанционного общения с застройщиками. В частности, не менее 70% процедур к 2019 году должны быть переведены в электронный вид, оставшиеся 30% процедур будут проходить через МФЦ. 

Общий срок получения разрешения на строительство по РФ должен быть сокращен до 82 дней с момента запроса на получение ГПЗУ. А в результате оптимизации процедур в сфере жилищного строительства их число уже к концу 2017 года должно сократиться до 107.

Наталья Антипина отметила улучшение ситуации в сфере экспертизы проектной документации. «В большинстве субъектов мы видим, что в отношении объектов жилищного строительства экспертиза проводится за 45 дней, а в 9 субъектах Российской Федерации срок сокращен до 30 дней. Это -  Костромская, Магаданская, Мурманская, Новгородская и Пензенская область, Москва, республики Калмыкия и Татарстан».

По вопросу обжалования актов и действий уполномоченных органов в сфере градостроительных отношений и организаций, эксплуатирующих сети, выступил начальник Управления контроля строительства и природных ресурсов Федеральной антимонопольной службы РФ Олег Корнеев.

Он  отметил, что с 2016 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 №250-ФЗ, которым внесены изменения в закон «О защите конкуренции», ФАС рассматривает жалобы по поводу действий (бездействия) уполномоченных органов власти в сфере градостроительных отношений и организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей. Однако механизм обжалования процедур в строительстве пока не заработал в полной мере, в том числе по следующим причинам:

- не все исчерпывающие перечни вступили в силу;

- в статье 18.1 250-ФЗ отсутствуют основания для обжалования действий уполномоченных органов в части незаконного отказа в приеме документов, предъявления незаконных требований к заявителю и/или документам;

- нормативные акты субъектов РФ и муниципальных образований не приведены в соответствие с федеральным законодательством;

- хозяйствующие субъекты недостаточно информированы о новом механизме обжалования процедур в строительстве.

В ходе обсуждения этого вопроса было решено рекомендовать членам Экспертного совета из числа общественных и некоммерческих организаций, профессиональных объединений и ассоциаций информировать членов этих организаций о порядке обжалования актов и действий (бездействия) уполномоченных органов в сфере градостроительных отношений и организаций, эксплуатирующих сети.

Как планируется развивать конкуренцию в строительстве

Второй вопрос повестки дня заседания Экспертного совета касался Плана развития конкуренции (дорожной карты) в строительстве на 2017—2018 годы. По этому вопросу выступили замначальника Управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС России Давид Акопян, замдиректора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя РФ Александр Беспалов, член Комитета Российского Союза строителей по развитию конкуренции в строительной отрасли Анна Колесникова и другие.

План развития конкуренции в строительстве направлен на совершенствование госрегулирования в этой сфере, расширение участия негосударственного сектора экономики в строительной отрасли России, повышение качества проектирования и модернизации процедуры экспертизы проектной документации, снижение социальной напряженности в обществе.

Как следует из материалов заседания, в строительной отрасли по-прежнему являются актуальными следующие проблемы:

- непрозрачность процедуры оформления разрешительных документов, необходимых для фактического начала инженерных изысканий, в том числе буровых работ;

- отсутствие единого порядка получения согласований, необходимых для начала инженерных изысканий;

- недостаточные условия для развития института использования проектной документации повторного применения.

Заместитель главы ФАС России Рачик Петросян раскритиковал представленный план. По его мнению, документ не содержит мероприятий, влияющих на конкуренцию. Он предложил разделить план на блоки: строительство, проектирование, девелопмент и т.д. И для каждого блока разработать перечень мероприятий, которые приведут к повышению конкуренции. 

Состоялась достаточно жаркая дискуссия, участники которой отметили, что сейчас непонятен общий тренд развития предпринимательской деятельности в  строительстве. С одной стороны говорится о развитии конкуренции, с другой — о необходимости укрупнения бизнеса, что, по сути снижает конкуренцию.

По итогам обсуждения вопроса принято решение рекомендовать членам Экспертного совета направить предложения для включения в План развития конкуренции (дорожную карту) в сфере строительства на 2017—2018 годы ФАС России, в Минстрой России.

Назначен Глава правительства подписал распоряжение о назначении генерального директора фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства. Согласно документу, датированному 17 октября, на ближайшие три года гендиректором фонда назначен Александр Плутник.

Напомним, что фонд будет формироваться за счет средств застройщиков долевого жилья и служить источником финансирования достройки проблемных объектов либо для возмещения гражданам убытков, связанных с недостроем. Застройщики должны отчислять в фонд 1,2% от планируемой стоимости строительства, указанной в проектной декларации, до регистрации ДДУ с первым дольщиком.

Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства будет зарегистрирован к 27 октября, после завершения процесса своего преобразования в публично-правовую компанию. В соответствии с законом, подписанным президентом страны, в полную силу фонд заработает в ноябре текущего года. Отчислять взносы в фонд застройщики начнут с 29 октября. Гарантии фонда будут распространяться только на новые объекты, ДДУ по которым будут заключаться после 27 октября

Государственным и муниципальным заказчикам необходимо соблюдать установленные законом требования к участникам закупок

При заключении контрактов на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов государственным и муниципальным заказчикам необходимо соблюдать установленные Градостроительным кодексом РФ требования, предъявляемые к изыскательским, проектным и строительным компаниям, с которыми заключается контракт. Соответствующий правительственный протокол, подписанный вице-премьером Дмитрием Козаком, направлен всем федеральным органам государственной власти и руководителям субъектов РФ.

Согласно Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки заказчик устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации требования к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки.

С 1 июля 2017 года Градостроительным кодексом РФ установлены новые требования к участникам государственных или муниципальных закупок подряда на инженерные изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт. Одновременно введена дополнительная ответственность саморегулируемой организации в случае ненадлежащего исполнения обязательств по контракту членом такой организации. Для этих целей СРО обязана сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

В соответствии с новыми требованиями подрядчик-участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (за исключением тех лиц, которые выполняют работы по договорам строительного генподряда стоимостью до 3 млн. рублей), которой сформирован компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

При этом, сумма цен по всем заключенным членом СРО таким контрактам, не может превышать уровень ответственности, исходя из которой им внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Кроме того, он может быть допущен к торгам только если начальная цена контракта не превышает уровень ответственности, исходя из которого такой член СРО внес взнос в компенсационный фонд возмещения вреда.

Государственный или муниципальный заказчик в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" обязан проверить соответствие участника закупки указанным требованиям законодательства. Это соответствие подтверждается только выпиской из реестра членов саморегулируемой организации, срок действия которой – один месяц.


Возврат к списку




Яндекс.Метрика